Программа Юный театрал Зверевой М.В.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лермонтовская средняя общеобразовательная школа»
Куйтунский район, Иркутская область
Рассмотрено: Принято: Утверждено:
на заседании лаборатории на заседании методического совета Директор школы :______
учителей начальных классов протокол № 1 Иванова В.В.
«ПЛУНК» от « 4 » 09 2011г «10»09 2011г.
протокол № 8 Рекомендовано к утверждению. Приказ № 114
от «10» 06 2011г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для начальных классов
«Юный театрал»
Руководитель курса Зверева Марина Владимировна
учитель I категории
Паспорт на адаптированную образовательную программу «Юный театрал»
Наименование Программы
|
Программа «Юный театрал» предметная область - искусство |
Программа составлена:
|
На основепрограммы «АРТ-ФАНТАЗИЯ» и методики организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников (автор Э.Г.Чурилова) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Май 2011г. |
Дата утверждения Программы
|
10.09.2011г. |
Заказчик Программы
|
Администрация МОУ «Лермонтовская СОШ» п. Лермонтовский, родители обучающихся |
Разработчики Программы
|
Зверева Марина Владимировна, учитель начальных классов, I категория |
Основания для разработки
|
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения), + основная образовательная программа |
Цели Программы
|
1. Познакомить с элементами сценической грамоты. |
Задачи Программы
|
1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра. 2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость». 3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. 4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства. 5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства; 6. Раскрывать творческие возможности детей, способствовать реализации этих возможностей. 7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру. 8. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; 9. Развивать чувство ритма и координацию движения; 10. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов; 11. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; 12. Воспитывать культуру поведения в театре. |
Сроки и этапы реализации Программы
|
Июнь 2011- август 2011. Подготовительный этап. Сентябрь 2011- май 2013. Внедренческий этап. Июнь. 2013 Заключительный этап. |
Исполнители Программы
|
Учитель начальных классов |
Организация контроля за выполнением Программы
|
Мониторинг эффективности внедрения Программы: · Май 2012 – подведение итогов на ПЛУНК «Прометей»;
|
Программа «Юный театрал»
Пояснительная записка
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых дать детям разносторонние знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить, без чего не воспитать творчески мыслящую личность.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, приспосабливаются к условиям социума. В тоже время дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Компьютерные игры, мультфильмы сомнительного нравственного содержания, куклы Барби не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, если ребенок не посещает детский сад. Всем понятно без общения со сверстниками невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
У многих из них трудно проходит этап адаптации к школе, возникают страхи, срывы, заторможенность или наоборот появляются развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Всё это может дать театральная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)
Различные формы театрального действа служили и служат самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Он обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, так как сочетает в себе несколько видов искусств - музыку, живопись, танец, литературу актёрскую игру.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Программа «Юный театрал» поможет ввести детей в мир прекрасного, развить сферу чувств, пробудить соучастие, сострадание, развить умение ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Ребенок сможет почувствовать, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно.
Практическая значимость
Программа имеет практическую значимость, так как ребенок, осознав, что каждый человек думает и чувствует по–своему, будет учиться уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, сможет, используя фантазию, воображение преобразовывать мир, общение с окружающими людьми. Что в свете новых ФГОС приобретает особое значение, так как поможет формировать способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Направленность адаптированной программы «Юный театрал» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 2 года. Программа составлена на основе программы «АРТ-ФАНТАЗИЯ» и методики организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников (автор Э.Г.Чурилова).
В основу занятий театральной деятельностью положены следующие принципы:
· принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
· принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
· принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
· принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является
· деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
· принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
· принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Цели программы:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
6. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
7. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
8. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
9. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
10. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
6. Раскрывать творческие возможности детей, способствовать реализации этих возможностей.
7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
11. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
12. Развивать чувство ритма и координацию движения;
13. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
11. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены;
12. Воспитывать культуру поведения в театре.
Организация занятий
Театральные занятия проводятся со всеми детьми класса без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей 10-12 человек.
Занятия проводятся в просторном, постоянно проветриваемом зале. Необходимо наличие аудио и видео техники.
Форма одежды спортивная, желательна мягкая обувь.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в вечернее время продолжительностью от 30 до 40 минут. В год 33 занятий в 1 классе, 34 занятия во 2 классе.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослых активных совместных поисков.
Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог воспитывает в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Занятия могут строится по самым разным сценариям в зависимости от разных факторов: погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате которых дети делятся на необходимое количество групп (команд). С этой же целью используются весёлые считалки, когда дети сами выбирают водящего для очередного задания.
Театральные игры рекомендуется применять на других занятиях и уроках, где они уместны. Помимо систематических занятий, проводятся итоговые занятия, где используются упражнения и игры из различных разделов программы. На итоговых занятия разыгрываются небольшие по объему сценки, спектакли с приглашением зрителей по желанию детей.
Формы и методы работы
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. В театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий. Они привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть, она отражает необходимую информацию по теме.
Содержание программы
Программа содержит пять разделов, работа над которыми продолжается в течение двух лет (1 и 2 класс). Деление программы на пять разделов, ориентируется на психологические особенности возраста весьма условно, так как не всегда можно определить границы перехода от одного к другому.
Если на первом году занятий первоочередными задачами являются умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то позднее большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. Дети учатся моделировать своё поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства.
На втором году обучения ставятся более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования к качеству их исполнения.
Первый раздел «Театральная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Раздел включает общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Методическое обеспечение:
И.А Генералова «Театр» пособие для дополнительного образования. М.Баласс, 2004
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Второй раздел «Ритмопластика»- включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурсы «Пластические загадки», которые позволяют развивать естественные психомоторные способности детей начальных классов, обретать ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Методическое обеспечение: Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
Магнитофон, музыкальные записи.
Третий раздел «Культура и техника речи» - включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие устные рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Все упражнения можно разделить на 3 вида:
1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
2. Дикционные и интонационные упражнения.
3. Творческие игры со словом.
Методическое обеспечение:
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
Четвёртый раздел «Основы театральной культуры» - призван познакомить с понятиями, терминологией театрального искусства. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
В раздел включены темы:
1. Особенности театрального искусства.
2. Виды театрального искусства.
3. Рождение спектакля.
4.Театр снаружи и внутри.
5. Культура зрителя.
Методическое обеспечение:
И.А Генералова «Театр» пособие для дополнительного образования. М.Баласс, 2004
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Пятый раздел «Работа над спектаклем» - является вспомогательным, итоговым, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
Включает следующие темы:
1.Знакомство с пьесой.
2.От этюда к спектаклю.
Этапы работы над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.
2.Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиск подходящего музыкального оформления пьесы.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами (уточнение поведения персонажей).
6. Работа над выразительностью речи.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций.
8. Репетиции всей пьесы целиком с элементами костюмов, декораций, реквизита.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10. Повторные показы спектакля. Выставка рисунков или фотографий по впечатлениям то спектакля.
Методическое обеспечение:
Э.Г.Чурилова «Методика и оганизация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004.
«Наш веселый Новый год» - новогодняя пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997
«Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». № 27/2000 Русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Откуда у ежа иголки», «Кот и лиса».
Общие программные задачи по всем видам деятельности в 1 классе |
Предполагаемые результаты за первый год обучения |
Активизировать познавательный интерес. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление. Снимать зажатость и скованность. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях. Развивать интерес к сценическому искусству. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться). Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Сочинять этюды по сказкам. Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок. Развивать чувство ритма и координацию движений. Развивать пластическую выразительность и музыкальность. Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении группы мышц. Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь, друг с другом. Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов. Пополнять словарный запас. Составлять предложения с заданными словами. Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера. Учить подбирать определения к заданным словам. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Знакомить детей с театральной терминологией. Знакомить детей с видами театрального искусства. Знакомить с главными создателями спектакля. Знакомить с устройством зрительного зала и сцены. Воспитывать культуру поведения в театре.
|
Уметь действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминать заданные позы. Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка. Знать 5-8 артикуляционных упражнений. Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком выдохе, не прерывать дыхание в середине фразы. Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно, с разной интонацией. Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, с правильной интонацией. Уметь составлять предложения с заданными словами. Уметь строить простейший диалог. Уметь сочинять этюды по сказкам. А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
|
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Технические средства
Компьютер;
Магнитофон;
диски с записью сказок и постановок;
диски с музыкой (классической и детской).
Примерный учебный план 1 год обучения
Вид деятельности |
Программные задачи |
Содержание занятия |
Репертуар |
Первый блок занятий 11 часов. |
|||
1.Театральная игра |
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Учить снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать умение произвольно реагировать на команду. |
Игры: Эстафета Знакомство Кто во что одет? Весёлые обезьянки. Вышивание. Внимательные матрёшки. |
|
2. Ритмопластика |
Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении группы мышц. Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь, друг с другом. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
|
Игры и упражнения: Самолёты и бабочки. Первая потеря. Осенние листья. Бабочки. Считалки: Муравьи. Огонь и лёд. Мокрые котята. Штанга, кактус и ива. Конкурс лентяев. Пальма.
|
В.Золотарев «Полетаем на самолёте», А.Грибоедов. Вальс ля минор. Р.Шуман «Первая потеря» М.Глинка . Вальс фантазия. |
3.Культура речи |
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалог , подбирать слова по общим признакам и определения к заданным словам.
|
Игры и упражнения: Мыльные пузыри. Веселый пятачок. Колокольчик. Удивленный бегемот. Фыркающая лошадь. Волшебная корзинка. Вопрос-ответ. Вкусные слова. Ручной мяч. |
Скороговорки: Шесть мышат в камышах шуршат. Сшила Саша Сашке шапку. От топота копыт пыль по полю летит. Наш Полкан… Стихи: «Надвигается гроза»А.Тараскин; «Ёж».В.Фетисов; «Лва кота сидят на крыше».И.Демьянов; «разговор» С.Маршак; «В гостях у королевы»(пер.с анг)»Паровоз» Б.Заходер, Считалка.Е.Благинина. |
4.Основы театральной культуры. Темы: 1.Закомство с театром. 2.Дорога в театр. 3.Правила поведения в театре. |
Развивать интерес к сценическому искусству. Знакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (опера, балет, оперетта) и кукольным театром. Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.
|
Рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров. Предложить детям сочинить этюды о поведении в зрительном зале, игру «Что можно взять с собой в театр?» |
Театральный словарь: театр, актер. спектакль, аплодисменты, сцена, занавес, антракт. |
5. Работа над спектаклем. Темы: 1.Учимся актерскому мастерству. 2.Делаем декорации. |
Познакомить с пьесой. Приготовить спектакль с пальчиковыми куклами. |
Определение героев, выбор ролей, изготовление мини декораций. |
Русская народная сказка «Колобок». |
Второй блок занятий 11 часов. |
|||
1. Театральная игра |
Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Развивать быстроту реакции и координацию движений. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами. |
Игры: Дружные звери. Цапля. Передай позу. Телепаты. Летает - не летает. Где мы побывали? Что мы делали, не скажем. </ |